История команды Volkswagen Motorsport началась в 1966 году с участия в Formula Vee (тогда она ещё называлась Formel V Europa e.V.). Это была уникальная гоночная серия, созданная для молодых пилотов. Довольно быстро увлечённость Formula Vee превратилась в настоящую эпидемию, захлестнувшую Старый и Новый Свет. И ключевую роль здесь сыграл Beetle. В первых заездах участвовали автомобили, собранные на базе «Жука».
Спустя пять лет проводится Formula Super Vee — следующая ступень. Здесь используются более мощные двигатели — на 120 л.с. И именно в этих условиях были взращены великие гонщики, к примеру, чемпион ралли «Дакар» Фредди Коттулински и чемпион Формулы-1 Кеке Росберг.
Но все же со временем стало понятно, что Volkswagen лучше в ралли. Так, в 1980-м Golf I GTI, известный как «раллийная лягушка», берет Немецкий чемпионат по ралли. И этот успех повторялся потом не раз. Однако больше всего Volkswagen известен своими монокубками. Это были «безумные 70-е». Все началось с VW-Junior-Cup и одинаковых 105-сильных Scirocco. Тогда первую гонку выиграл будущий чемпион Формулы-1 Манфред Винкельхок. В 1983 году это уже был Polo Cup. И Polo прекрасно доказал, что подходит для гонок. Например, через пару лет устанавливается 24-часовой рекорд скорости на Polo G40 — 208,1 км/ч на треке в Эра-Лессин.
В 1998 году открывается школа юных гонщиков, Touring Car School, с соответствующим кубком — ADAC Volkswagen Touring Junior Cup. Это своего рода бюджетный вариант Формулы-3, где изначально в распоряжение молодежи давали Lupo. В школе опытные инструкторы обучали не только теории, но и практике. Юные гонщики из Японии, Южной Африки и Индии специально ехали в Германию, чтобы набраться опыта. И это неудивительно, ведь среди наставников были гонщики-легенды вроде Дэймона Хилла, чемпиона Формулы-1.
«Зелёным адом» назвали гонку на выносливость на трассе Nürburgring: непредсказуемые погодные условия, очень жесткие требования, очень сжатые сроки... Это мощнейшее испытание для гонщиков и автомобилей. Прошедшие его производители, в числе которых и Volkswagen, могут собой гордиться. В 1997 году в рамках «Зеленого ада» было решено протестировать инновационный турбодизель на Golf TDI. Этот же двигатель, кстати, стоял на серийных автомобилях. Автомобиль пришел вторым, чем немало удивил соперников, ведь раньше среди победителей дизелей не было. В 2008 году совершился определенный прорыв: на старт вышли Golf и пять Scirocco на газе. К слову сказать, позднее проводился монокубок Scirocco R-Cup, где все выступали на 235-сильных машинах на природном газе.
2009–2011 годы всем запомнились блестящими выступлениями в ралли «Дакар», когда гонки переехали из Африки в Южную Америку. Еще одно испытание на 5000 километров разнообразного покрытия, две недели пыли и жары, узкие горные проезды, ошеломительная высота, нехватка сна. И в таких условиях главной звездой «Дакара» оказался гоночный Touareg. Между прочим, Volkswagen стал первым производителем, использовавшим дизель и победившим с ним.
2011 год — революционный: Volkswagen принимает решение присоединиться к чемпионату мира по ралли — FIA World Rally Championship. Пару лет шли тестовые заезды, а в 2013-м команда уже проявила себя по полной с Polo R WRC. Тогда ещё никто не подозревал, что этот автомобиль станет рекордсменом и принесет чемпионство три раза подряд.
Рассказывает Йост Капито, директор команды Volkswagen Motorsport: «Запланировать успех невозможно. Зато реально приложить максимум усилий, в частности, делая ставку на автомобиль. Мы не ищем марионеток от автоспорта. Наша задача — дать возможность развиваться личности гонщика, инженера. Результат этого развития — новый автомобиль, который вышел на трек в этом году. Гонки проходят на четырех континентах, на гравии, асфальте, льду и снегу, при любых погодных условиях. Температура скачет от минус двадцати до плюс сорока. И за последнее время наш Polo R WRC вырывал победу минимум один раз в каждой локации. Это самая успешная модель в раллийной истории. Наш принцип — автомобиль должен быть простым, лёгким и стабильным. Конечно, нам очень помог опыт, полученный в ралли «Дакар». Но сейчас мы можем уже отталкиваться от наработок в чемпионате — новая версия Polo R WRC специально подстроена под манеру езды наших гонщиков. Он, кстати, разгоняется до сотни всего за 3,9 секунды».
А еще Volkswagen постепенно завоевывает просторы ралли-кросса. В прошлом году вместе с командой Andretti Autosport 560-сильный Volkswagen Beetle GRC под руководством гонщика с говорящей фамилией — Скотта Спида (speed — скорость, англ.) — оказывается первым. Его товарищ по команде Таннер Фауст занимает достойное третье место. И это уже похоже на серьёзную интервенцию. Не знаете, что такое ралли-кросс? В двух словах: треки с асфальтом и гравием, трамплины, жесткий контакт с соперниками. И в столь тяжёлых условиях команда завоевала пять побед в 12 заездах прошлого сезона. У вас еще остались вопросы?